Срочная служба в армии открыла мир
Уважаемый Владимир Александрович, так получается, что Вы – один из немногих мужчин на нашем факультете, который служил в армии срочную службу. В связи с приближающимся Днем защитника Отечества хотелось бы задать Вам несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, где и как проходила Ваша служба?
Я проходил срочную военную службу на Северном военно-морском флоте Вооруженных сил СССР в 1977-1979 годах, в подразделениях, которые назывались МП и БРАВ – морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска. Место службы – Мурманская область, легендарный, прославленный в боях в годы Великой Отечественной войны, полуостров Рыбачий, пос. Мыс Скорбеевский. Если чуть-чуть прибавить географии, то это – местность, находящаяся за полярным кругом на южном побережье Северного ледовитого океана (так мы писали в письмах домой), на берегу незамерзающего Баренцева моря. Этот уголок нашей России – неописуемой красоты, хотя кроме воды и скал на полуострове больше ничего нет! Зимой – северные сияния, чистый, режущий белизной глаза снег на фоне почти черного океана, летом – обилие цветов, ягод и грибов. Однако все это благолепие имеет место быть в арктических условиях почти полгода длящейся полярной ночи (когда солнце не всходит над горизонтом даже днем), и лета, протяженностью не более одного месяца. Климатические условия военной службы усугублялись характером выполняемых задач – наш полк находился в режиме повышенной боевой готовности, в состоянии постоянного боевого дежурства. Вся служба прошла, в буквальном смысле, между суровым северным морем и негостеприимной, скудной даже на растительность, землей, в боевых дежурствах, учениях и отработках боевых действий на полигонах (в том числе, и в Средней Азии, на Каспийском море).
Владимир Александрович, надо признаться, в наше время молодые люди, мягко говоря, неохотно идут в армию. Скажите, пожалуйста, что побудило Вас пойти в Вооруженные Силы, хотя, если не ошибаюсь, в те годы после окончания вуза в армию не брали?
В моем случае можно сказать, что я (говорю об этом без всякого пафоса) преднамеренно и вполне осознанно воспользовался возможностью послужить. Я предполагал, что военная служба поможет мне в том процессе, который на профессиональном психологическом языке называется как процесс личностного самоопределения. Посудите сами. Кем я был? – Выпускник вуза… Юношеский, романтический возраст... Багаж «жизненного опыта» и знаний сформирован, главным образом, из прочитанных книжек и общения со сверстниками. «Образ мира» равен представлениям, полученным путем восприятия действительности из окна теплого, уютного родительского дома. А тут – другая жизнь: от молодого человека требуются способности, связанные с физическими и интеллектуальными усилиями, с преодолением в себе инфантильного и эгоцентрического, нахождением (и воспитанием) в себе ресурсов, позволяющих выживать в экстраординарных условиях и не терять при этом человеческих качеств. Если угодно, я проделал своеобразный ауто-эксперимент, испытуемым в котором был сам. К счастью, мои предположения подтвердились, результаты оказались положительными. С полной уверенностью могу говорить, что военная служба за короткий срок открыла передо мной мир во всем его многообразии, богатстве и сложности, и указала дорогу к самому себе как человеку. Служба на флоте, я бы сказал, дала возможность проверить и в чем-то подкорректировать те жизненные принципы, которым следую и по сей день. О качестве прохождения воинской службы, если можно так выразиться, говорит и то, что в запас я был уволен в офицерском звании.
Вам действительно пришлось побывать в неординарных ситуащиях?
Условия прохождения службы были приближены к боевым, и в этом смысле, действительно, – экстремальными, то есть были связаны с постоянным повышенным риском… Но главное не это, а то, что эти обстоятельства привели меня в психологию как сферу профессиональной деятельности. Ситуации повышенного риска обнажают хрупкость, уязвимость, слабость, если угодно, человека, его психики, нестабильность и динамичность его связей с миром, настоятельно подсказывают необходимость гарантированной поддержки и помощи. Одним словом, в скором времени после демобилизации я сделал и окончательный профессиональный выбор. В 1980 году в Белгородском педагогическом институте открыли кафедру психологии, на которую меня пригласили работать. И вот уже четвертый десяток лет служу нашей любимой психологии и людям, которые в ней нуждаются. Многое из того, чего я достиг в жизни и сумел реализовать в сфере профессиональной деятельности, было заложено уже тогда, в годы военной службы на легендарном полуострове Рыбачем, на Мысе Скорбеевском. Таким образом, военная служба на Северном флоте стала частью моей биографии, частью моей жизни.
Владимир Александрович, спасибо за интересное интервью и разрешите сердечно поздравить Вас с наступающим Днем защитника Отечества и пожелать Вам здоровья, творческих успехов, достижений на службе у психологии!
20.02.2013
<< Назад к списку | | Просмотров: 861 |
Войти, чтобы оставить комментарий.