Наука на факультете
Реализация научно-исследовательской и инновационной деятельности по кафедре общей и клинической психологии.
На кафедре функционирует научная школа доктора психологических наук, профессора Т.Н. Разуваевой «Педагогический коллектив как субъект инновационной деятельности» и ряд перспективных направлений, разрабатываемыхпрофессорско-преподавательским составом кафедры:
- Акмеологическая концепция психологический готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности - кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич;
- Субъектные качества личности в структуре экологического сознания медицинских работников - кандидат психологических наук Ковтун Юлия Юрьевна;
- Особенности и профилактика эмоционального выгорания личности - доктор медицинских наук, профессор Лукьянов Владимир Викторович;
- Развитие ценностных предпочтений здоровья у студентов вуза - кандидат социологических наук, доцент Пчелкина Евгения Петровна;
- Психология кризисных состояний личности - кандидат психологических наук, доцент Шарапов Алексей Олегович;
- Самосознание личности профессионала - кандидат психологических наук, доцент Швецова Виталина Анатольевна;
- Гендерные особенности личности - кандидат психологических наук, доцент Шукчус Любовь Витаутасовна;
- Самореализация студенческой молодежи в трансформирующейся социокультурной среде вышей школы - кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна;
- Нарушение социального восприятия у больных параноидной шизофренией кандидат психологических наук – Руденко Светлана Львовна.
Кафедра является выпускающей по направлению подготовки аспирантуры 5.3.1 Психологические науки, образовательная программа «Общая психология, психология личности, история психологи».
Полученные результаты научно-исследовательской работы находят отражение в научных докладах на конференциях и семинарах различного уровня, публикациях преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК, индексируемых РИНЦ, Scopus, а также определяют специфику исследовательской деятельности обучающихся бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и высокую публикационную активность последних.
Традиционным для кафедры является проведение следующих мероприятий в рамках общеуниверситетской Недели науки: 1) Научно-практической конференции «Психология личности в норме и патологии»; 2) Мастер – классов по практической психологии и др.
Научно-исследовательская и инновационная деятельность преподавателей выпускающей кафедры возрастной и социальной психологии ведётся по следующим приоритетным направлениям:
1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений;
2. Развитие личности в семье, образовательном и профессиональном пространстве;
3. Психологические инварианты профессионализма специалистов служебной деятельности и помогающих профессий;
4. Психологическое благополучие личности и коллектива: сущность, закономерности, технологии обеспечения.
Тематика научных работ в рамках первого направления:
Доцент, и.о. заведующего кафедрой, Гуськова Екатерина Александровна «Психологические условия самореализации личности в инклюзивной образовательной среде»;
Доцент Годовникова Лариса Владимировна «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенностями развития».
Тематика научных работ в рамках второго и третьего направления:
Профессор Бучек Альбина Александровна "Акмеологические инварианты профессионализма руководителей образовательных учреждений";
Доцент Великанова Александра Сергеевна «Ценностно-смысловое самоопределение студентов в учебно-профессиональной деятельности»;
Доцент Ткаченко Надежда Степановна «Профессионально-личностное становление студентов в период обучения в вузе»;
Доцент Худаева Майя Юрьевна «Развитие конфликтологической компетентности в онтогенезе»;
Доцент Шитикова Елена Вячеславовна «Инновационно-мыслительная деятельность как психологическое условие развития научного потенциала личности в юношеском возрасте».
Четвертое направление представлено следующими инициативными исследованиями:
Доцент Овсяникова Елена Алексеевна «Психологическая культура родителей»; «Психологические условия гармоничных супружеских отношений»; «Психологическое благополучие детей в семье»
Доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич «Психологические условия готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности»
Доцент Шкилев Сергей Владимирович «Развитие доверия к себе и другим у студентов в процессе обучения в вузе»; «Психологическая безопасность образовательной среды»
Доцент Доронина Наталья Николаевна «Личностные ресурсы как предикторы психологического благополучия преподавателей образовательных организаций».
По индивидуальной тематике преподавателями кафедры проводятся следующие исследования:
Доцент Зиборова Елена Игоревна «Психологические условия формирования корпоративной культуры управления современным предприятием»;
Доцент Ланских Марина Васильевна «Психологическое обеспечение эффективной системы управления персоналом», «Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития личности»;
Доцент Панич Ольга Евгеньевна «Межэтническое взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза».
Полученные результаты научно-исследовательской работы находят отражение в научных докладах на конференциях и семинарах различного уровня, публикациях преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК, индексируемых РИНЦ, Scopus, а также определяют специфику исследовательской деятельности обучающихся бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и высокую публикационную активность последних.
Кафедра является выпускающей по направлению подготовки аспирантуры аспирантуры 5.3.7. Возрастная психология.
Традиционным для кафедры является проведение следующих мероприятий в рамках общеуниверситетской Недели науки: 1) Студенческой научно-практической конференции ; 2) Межвузовского круглого стола «Цифровизация образовательной среды: перспективы, проблемы, пути решения»»; 3) Мастер – классов по развитию личной эффективности, профилактике эмоционального выгорания специалистов социономических профессий и др.;
Перспективы развития кафедры в научно-исследовательской деятельности:
1) Разработка и проведение научных исследований в соответствии с Указом Президента РФ от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий»;
2) Создание охраноспособных объектов интеллектуальной собственности и их использование в хоздоговорных работах.
Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры психологии разработаны в проекции научных направлений университета. Научно-исследовательская работа на кафедре ведется в рамках следующих направлений:
· Психология высшей школы: системно-деятельный подход (доц. Гребнева В.В., доц. Кузнецова Л.Б., доц. Москаленко С.В.);
· Психология и социология управления образованием (доц. Мирошникова О.С.);
· Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции детей с особыми образовательными потребностями (доц. Корнеева С.А.).
Результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры представлены в научных журналах, в том числе, индексируемых БД РИНЦ, Scopus и Web of Science: «Мир психологии», «Историческая психология социология истории» «Народное образование», «Журнал прикладной психологии», «Начальная школа», «Казанский педагогический журнал», «Психология обучения», «Высшее образование сегодня», «Знание. Понимание. Умение», «International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJBR)», «Yearbook of eastern European studies» (Польша, Вроцлав) и др.
В 2022 году в центральном российском издательстве "Инфра-М" вышла монография Гребневой В.В. "Человек самоорганизующийся. Психология социального взаимодействия в системе высшего образования", в которой обобщены результаты многолетнего исследования автора психологии высшей школы с позиции системно-деятельностного подхода.
На кафедре педагогики функционирует научная школа профессора И.Ф. Исаева «Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя» и несколько перспективных направлений, разрабатываемых под руководством докторов наук, профессоров:
· профессионально-педагогическая культура (рук. – д.п.н., проф. И.Ф. Исаев);
· актуальные проблемы воспитания личности (рук. – д.п.н., проф. Шеховская Н.Л.);
· развитие дидактической системы учителя (рук. – д.п.н., проф. Ирхина И.В.);
· социально-профессиональное самоопределение личности (рук. – д.п.н., проф. В.Н. Кормакова);
· развитие исследовательского потенциала школьников (рук. – д.п.н., доц. Г.В. Макотрова);
. проблема формирования просоциальной установки будущего педагога (рук. – д.п.н., доц. Е.И. Ерошенкова);
концепция и технология развития полисубъектности будущего педагога (рук. – д.п.н., доц. Е.Н. Кролевецкая).
В разработке каждого из направлений участвуют преподаватели кафедры, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты. Ежегодно преподаватели кафедры публикуют монографии, учебные пособия, сборники научных статей – средний объем печатной продукции за последние 5 лет составляет 180 п.л. в год. и статьи в журналах, индексируемых в базах данных РИНЦ, Scopus, WebofScience. Профессор Ерошенкова Е.И. – главный редактор журнала «Научный результат. Педагогика и психология образования» (ВАК). Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность ученых кафедры осуществляется на экспериментальных площадках в вузах, колледжах, техникумах, школах и организациях дополнительного образования г. Белгорода и Белгородской области.
Профессора Ирхина И.В., Кормакова В.Н., Макотрова Г.В., Шеховская Н.Л. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая, входят в состав диссертационного совета, созданного по системе самостоятельного присуждения ученых степеней, БелГУ.19.05 (педагогические науки), профессор Исаев И.Ф. является председателем данного совета.
Информацию предоставили зав. кафедрами Гребнева В.В., Гуськова Е.А.., Кучерявенко И.А., Шеховская Н.Л., 15.10.2025 г.
