О толерантности и экстремизме в современном обществе
Большое значение в процессе воспитания толерантности студентов имеют характеристики личности преподавателя вуза, основного транслятора культуры в процессе обучения студентов. Он не только несет ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного и культурного специалиста/
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на конативном уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных, противостоящих в несогласии субъектов.
Как решить проблему толерантности в условиях нарастающей глобальной взаимозависимости, обращая внимание на перекосы как в интерпретации самого термина, так и в определении линии поведения, ориентированного на толерантность? Чрезмерная озабоченность проблемой идентичности неизбежно принимает характер демонстрации, вызова. Как не вспомнить слова: «Если душа не занята Богом, его место занимает неуемный злой дух». Неважно, как называется этот Бог, а в широком смысле это может означать и дело, которым живет человек, которым заполнена его душа, не оставляя места злобной суетности и лихорадочному самоутверждению любой ценой. Можно ли представить на демонстрациях или тем более столкновениях на почве цвета кожи, национальности, вероисповедания, симпатий к футбольной команде и т. д. ученых, философов, людей искусства? Как нельзя представить у них любые формы идолопоклонства, тем более доходящие до фанатизма и нетерпимости.
Толерантность, уважение к иной культуре, цвету кожи, иному мнению достижимы не репрессиями, но и не прекраснодушными призывами «жить дружно», а долгой, кропотливой работой, «возрастанием к культуре», разумно построенным образованием и воспитанием. Такое воспитание должно начинаться даже не со школы – с детского сада, с семьи, предполагая одно весьма трудновыполнимое сегодня условие – воспитанность самого воспитателя. Особенно актуально это в такой болезненно перемалывающей годами и веками устоявшиеся ценности стране, как Россия.27.10.2018
<< Назад к списку | | Просмотров: 296 |
Войти, чтобы оставить комментарий.