Кафедра психологии

Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.4, к.409
т. (4722) 30-18-74
Заведующий кафедрой - Гребнева Валентина Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент,
Grebneva@bsuedu.ru
ППС

История кафедры психологии

Коллектив кафедры

Кафедра психологии является предметной невыпускающей кафедрой и осуществляет преподавание дисциплин психологического цикла для студентов широкого спектра направлений подготовки Педагогического института и других структурных подразделений НИУ «БелГУ».

Это одна из старейших на факультете кафедр, имеющая богатую историю и за годы своей работы ставшая символом качества и стабильности.

История кафедры. Кафедра психологии была образована в 1979 году. Она выделилась в самостоятельную кафедру из кафедры педагогики и психологии. В ее составе было 5 преподавателей психологии. На должность заведующей кафедрой была назначена Анкудинова Н.Е.. Под руководством Анкудиновой Н.Е. с 1989 г. начали работать курсы по подготовке школьных психологов. Выпускники курсов 1990 г. были первыми психологами в школах Белгородской области.

В этот период на кафедре психологии интенсивно разрабатывались и вводились в учебный процесс спецкурсы, спецсеминары, направленные на повышение психологической компетентности будущего учителя: "Психодиагностика личности" (Анкудинова Н.Е., Резниченко М.А.), "Психопатология детского развития" (Вейнгольд И.В.), “Психология общения” (Селезнева М.В.) и др.

На кафедре шла перестройка психологического образования будущего учителя от преподавания предметов – общая, возрастная и педагогическая психология к преподаванию по проблемам. Эта работа была начата еще в 1986 г. совместно с лабораторией проблем подготовки учителя НИИ ОП АНН СССР.

В 1991 г. на должность заведующей кафедрой психологии была назначена Резниченко М.А., кандидат психологических наук, доцент. Традиции кафедры психологии, заложенные раннее, сохранялись и укреплялись.

В 2000 г. на должность заведующего кафедрой был назначен доктор философских наук, профессор Поддубный Николай Васильевич. Под его руководством стратегия кафедры была направлена в русло синергетической научной парадигмы. Активизировалась научная деятельность преподавателей. К 2007г. защищенность сотрудников составила 70%. К сотрудничеству были привлечены научные кадры других вузов и научных учреждений. Среди них такие известные ученые как: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН Петренко В.Ф. - российский психолог, известный в России и за рубежом специалист в области общей психологии и экспериментальной психосемантики; кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор Назаретян А.П. - российский специалист по политической психологии, культурной антропологии и методологии междисциплинарного синтеза, главный научный сотрудник, руководитель Центра Мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории».

В 2007 г. кафедру психологии возглавила кандидат психологических наук, доцент Гребнева В.В. Являясь ученицей Николая Васильевича Поддубного, Валентина Викторовна продолжает развивать традиции деятельности кафедры, основывающиеся на системно-синергетическом научном подходе, в т. ч. в проекции психологии образования. Сохраняется научное сотрудничество с известными учеными. По решению кафедры в 2013г. создается научная лаборатория «Политической психологии», возглавляемая Виктором Федоровичем Петренко. На кафедре ведется активная работа по направлению прикладной психологии в образовании. В 2014г. под руководством Валентины Викторовны создается учебно-научная лаборатория «Прикладной психологии в дошкольном, начальном и специальном образовании», в рамках которой ведутся исследования в прикладных сферах психологии: адаптации участников образовательного процесса; психо-профилактики дидактогений, безопасности образовательной среды и т.п.

В настоящее время кафедра психологии осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

Образовательная деятельность.

Кафедра психологии осуществляет общепрофессиональную подготовку по 11 программам: бакалавриат – 7 программ (44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 45.03.01 Филология, 46.03.01 История, 46.03.02 Документоведение и архивоведение, 49.03.01 Физическая культура); магистратура – 3 программы (44.04.01 Педагогическое образование «Управление в сфере образования», «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области изобразительного искусства», 45.04.01 Филология «Современная лингводидактика в контексте межкультурной коммуникации», 46.04.02 Документоведение и архивоведение «Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство».

За кафедрой закреплены следующих базовые и вариативные дисциплин: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая и социальная психология», «Психология воспитательных практик», «Психология управления», «Психология массовых коммуникаций», «Психология менеджмента», «Психология современного образования», «Психология профессиональной деятельности менеджера сферы образования», «Психология профессиональной деятельности переводчика» и др.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность:

Научная и инновационная деятельность является неотъемлемой частью работы кафедры. Кафедра фокусируется на практическом применении результатов научных исследований. Ежегодно сотрудники и студенты кафедры публикуют статьи в ведущих российских и международных журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science. Регулярно проводятся научные конференции, семинары и круглые столы.

С 2020 по 2025 год сотрудниками кафедры психологии было опубликовано 125 научных работ; 5 монографии, 18 коллективных монографий, 20 учебных пособий (в т.ч. 7 пособия изданы в центральных научных издательствах). Разработано 8 ЭУМКД.

Дополнительное профессиональное образование. Кафедра психологии осуществляет активную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, предлагая комплекс программ, направленных на качественное обновление и расширение профессиональных компетенций специалистов.

Сотрудниками кафедры разработано и ежегодно реализуется программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации. С 2020 г. по 2025 г. преподавателями кафедры было разработано 14 дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Одной из основных, ежегодно реализуемых является программа профессиональной переподготовки «Психология» объемом 1215 часов (рук. зав. каф. Гребнева В.В.). Данная программа предназначена для слушателей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, и нацелена на формирование системных знаний и практических навыков для ведения профессиональной деятельности в сфере психологии. Успешное освоение программы позволяет получить квалификацию «Психолог» и подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке установленного образца, дающего право на ведение нового вида профессиональной деятельности. В 2023 году доцентами Корнеевой С.А. и Москаленко С.В. была разработана и внедрена дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся» (квалификация тьютор).

Реализуемые кафедрой краткосрочные программы повышения квалификации продолжительностью 72, 36 и 18 часов ориентированы на практикующих специалистов, стремящихся актуализировать и усовершенствовать свои знания в контексте современных тенденций психологической науки и практики. Среди них: «Позитивная психотерапия и психосоматика» (рук. зав. каф. Гребнева В.В), «Основы использования метафорических ассоциативных карт в работе практического психолога» (рук. доц. Кузнецова Л.Б.), «Методы арт-терапии в психологическом сопровождении детей и взрослых» (рук. доц. Гребнева В.В), "Использование игровых платформ в психологической практике" (рук. доц. Корнеева С.А., доц Москаленко С.В), «Психолого-педагогические аспекты воспитательной деятельности в школе» (рук. зав. каф. Гребнева В.В). и др. По итогам обучения выпускникам данных программ выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Все программы ДПО отличает практико-ориентированный подход, основанный на том, что преподавание ведут действующие специалисты-психологи, обеспечивая передачу слушателям актуального практического опыта. Учебные планы разработаны с учетом требований профессиональных стандартов и включают в себя как фундаментальную теоретическую подготовку, так и разбор реальных кейсов и отработку практических навыков.

Профориентационная деятельность: Преподаватели кафедры ведут активную профориентационную деятельность, основные мероприятия по которой осуществляются в рамках Высшей школы педагогики НИУ «БелГУ». В основу функционирования Высшей школы педагогики заложены принципы проектного и «перевёрнутого» практико-ориентированного обучения, когда вместо традиционных лекций упор делается на практические занятия. В рамках ВШП организуется работы образовательных мастерских, в которых преподаватели кафедры психологии выступают тьюторами, под руководством которых будущие учителя реализуют собственные проекты с привлечением учащихся – будущих абитуриентов педагогических и психологических направлений подготовки. Участие в данных проектах позволяет старшеклассникам на практике осваивать основы психологии и педагогики и изнутри знакомиться со спецификой данных профессий.

В рамках профориентационной работы кафедрой также реализуется программа дополнительного образования «Психология для поступающих». Данная программа ориентирована на углубление знаний по ключевым темам, необходимых для поступления, подготовку к вступительным испытаниям и формирование реалистичного представления об учебе в вузе. Вся профориентационная работа нацелена на то, чтобы абитуриент не просто поступил в университет, а сделал взвешенный и осознанный выбор, став мотивированным и подготовленным студентом.

Профессорско-преподавательский состав: Кадровый потенциал кафедры обеспечивает высокий уровень реализации образовательных программ. Научно-педагогическую деятельность осуществляет коллектив из 9 высококвалифицированных специалистов, в числе которых 6 кандидатов наук и 3 ассистента. Значительная часть преподавателей совмещает педагогическую деятельность с практической работой в области психологического консультирования, психодиагностики и коррекции, что позволяет обогащать учебный процесс актуальным практико-ориентированным содержанием. В 2024 и 2025 годах штат кафедры пополнился молодыми преподавателями, перспективными исследователями.

Приоритетными направлениями дальнейшей работы кафедры на 2025-2026 учебный год являются:

1) усиление практической направленности психологического образования при сохранении фундаментальности;

2) разработка и участие в реализации междисциплинарных магистерских программ; цифровая трансформация научно-образовательной деятельности (разработка онлайн-курсов, МООК, ЭУМКД);

3) усовершенствование и расширение спектра программ ДПО, в т.ч. на иностранном языке.

4) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований с использованием нейротехнологий и психологического инжиниринга;

5) расширение профориентационной работы в рамках сотрудничества с Высшей школы педагогики НИУ «БелГУ»; разработка эффективных форм и методов профориентации будущих педагогов;

6) активизация медийной деятельности кафедры в социальных сетях.

Информацию предоставила зав. каф. психологии Гребнева В.В., 15.10.2025 г.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.